Как работает ABS?
Современный автомобиль просто немыслим без систем, которые помогают водителю в процессе вождения. Одно из таких устройств – ABS (или же антиблокировочная система). Этот гаджет позволяет сокращать тормозной путь без ущерба для управляемости и устойчивости машины.
Разработку ABS начали еще в 1920-е гг., но создать по-настоящему рабочий механизм еще долго не получалось. И лишь в середине 1970-х годов устройство появилось на серийных автомобилях – это были Mercedes.
Сегодня система признана всеми успешными автопроизводителями, и ее конструкция постоянно дополняется новыми электронными блоками, хотя принцип действия остается прежним.
На ступицы устанавливаются датчики. Давление регулируется клапанами, размещенными в тормозной системе (в каналах). Все это «хозяйство» регулируется блоком управления, обрабатывающим сигналы и корректирующим ход клапанов.
Если усилие на педали тормоза слишком велико, то система будет «сбрасывать» давление. Это позволяет выровнять тормозное усилие. При этом учитывается скорость вращения колес (этот показатель рассчитывается отдельно для каждой модели, еще в момент разработки и проведения испытаний). Такое «прерывистое» торможение используется 15 – 20 раз в секунду.
ABS бывают нескольких видов – одноканальные и двухканальные работают со всей тормозной системой или же одним из бортов. Многоканальные устройства помогают распределить усилие на каждом колесе. Правда, и стоят такие девайсы дороже.
Среди отечественных автолюбителей до сих пор ведутся дискуссии о пользе ABS. Многие считают это излишеством, которое только усложняет управление – ведь на некоторых моделях система может сработать даже на относительно невысоких скоростях. Другим не нравится «обратная связь» с педалью – как на нее не дави, а она будет отзываться разве что вибрацией. В некоторых ситуациях это довольно опасно.
Многое зависит и от покрышек – если их сцепных свойств недостаточно, то и ABS не поможет сократить тормозной путь. На некоторых поверхностях заблокированное колесо может попросту «зарыться» (при езде по песку или снегу). Но это зависит от типа девайса – некоторые варианты системы не дадут попасть в такую ситуацию за счет более активной работы блокировок.
Для начинающих водителей ABS – это удобный гаджет, но не стоит забывать о том, что при управлении автомобилем нужно полагаться на собственный расчет и реакцию, а не перекладывать все на электронику.
Автор: Кушнер В.