По ту сторону Арарата
Когда былъ основанъ Ани, неизвѣстно.
Раза два онъ появляется въ исторіи Арменіи V-го вѣка,
и каждый разъ рѣчь о крѣпости Ани. Какъ крѣпость,
Ани и былъ оцѣненъ армянскими князьями — Багратидами.
Когда Багратиды перемѣстились въ Ани,
то городъ обратился въ столицу царства.
Багратидское царство фактически было княжество:
такихъ княжествъ въ Арменіи въ то время было нѣсколько;
нѣкоторыя княжества, какъ, наприм., Васпураканское,
съ князьями Арцруни во главѣ,
успѣшно соперничали съ Багратидскимъ царствомъ;
другія, какъ, наприм., Лорійское, владѣтели котораго...
Исторический очерк проф. Н. Марра, 1898 г.
Ныне Ани в экскурсионной рекламе величают "древней столицей Армении" и "городом 1001 храма". Любого из определений было бы достаточно, чтобы согласиться поехать в этот город. Тем более, что находились мы аккурат на территории Западной Армении, отошедшей к Турции по Карскому договору в 1921 году. А так - пушкинские места, его "Путешествие в Арзрум"... Хотя Сарыкамыш он вроде и не упоминает, но по пути из Карса в Эрзурум миновать сей горнолыжный центр он не мог. Не должен был.
Первые пару дней в Сарыкамыше мы высматривали Арарат - символ Армении, волею обстоятельств расположенный на территории Турции. Вот, высмотрели - вроде как похоже. Но даже мнения турок на сей счет разделились. Одни говорят - Арарат, другие - Эрджес...
А на третий день мы поехали в Ани, надеясь хоть там, от армянской границы, увидеть "точно Арарат". Финт не прошел - не видно.
Путь наш лежал до Карса – это 43 км. Сам Карс, который очень хотелось посмотреть поближе, остался слева – непонятное скопище домиков, притулившихся к горам, покрытое каким-то рыжеватым облаком. Потом выяснилось – город отапливается углем, потому запах там – как в недавнем прошлом на привокзальных путях для отстоя поездов, когда углем топились все вагонные печки. До Ани ехать еще 45 км, но уже не по хорошей автортрассе, а по тракту, сильно напоминающему подъезды к советских времен подмосковным дачам. За окнами пейзаж – вылитая Чукотка: равнина и покатые горушки, покрытые снегом. На турецких картах место называется Карско-Эрзурумское плато, на наших, если не ошибаюсь – Армянское нагорье.
Ани возникает внезапно, в виде ворот в полуразрушенной крепостной стене. Точнее – полувосстановленной. Я еще в Сиде заметил, как турки управляются с руинами (там, правда, с античными) – чуть подправят, немного упавшего поднимут, недостающие фрагменты зальют бетоном… Вроде и не реконструкция, но уже и не совсем печальные обломки. Хотя бы понятно, что как тут было раньше.
На входе – стенд с картой, а за воротами – огромное пространство, на котором тут и там видны разрушенные здания. В большинстве угадываются очертания христианских храмов. Снегу по колено, из снега выступают местами остатки фундаментов, так что просто так не погуляешь. Зато по основным объектам грейдером расчищена дорога, чего вполне достаточно для быстротечных экскурсий вроде нашей.
Дорога ведет к церкви, словно рассеченной надвое. Такое пособие для начинающих архитекторов. Подходим ближе… Не верится, что с момента землетрясения, разрушившего Ани, прошло семьсот лет – настолько великолепно сохранилось то, что не было уничтожено стихией.
В уже упоминаемом Подмосковье меньше чем за стол лет брошенные каменные храмы превращались в куда более жалкие обломки. А тут…
После церкви дорога подходит к краю ущелья. Внизу видны норы пещерного монастыря, впереди – пограничные вышки. Это Армения. Но пограничных переходов с Арменией у Турции нет. Так что приехав в Ереван или Гюмри, в Ани попасть не удасться. Можно сказать, нам повезло. И тогда, когда предпочли Сарыкамыш куда более раскрученному Паландокену, и когда не стали обращать внимания на рассказы туристов, ездивших сюда неделей раньше – «два часа в один конец – и какие-то камни». Камни оказались что надо! На уступе, к которому еще нужно спуститься, примостилась потрясающих пропорций церковка.
Охи я ахи про то, как все гениально сделано, и как много из сделанного к счастью уцелело, повторять не буду. Просто смотрите на картинки – я не намного больше вашего знаю…
Следующий пункт по нашей дороге – Кафедральный собор. Издалека – тяжеловесное здание, типа фабричного…
Но внутри!!! Другого слова, как «величественный», подобрать не могу – и это не величие Исаакия или Сан-Пьетро, где главную роль играют размеры. Тут пропорции, выверенный дизайн… Рука как-то сама потянулась к кепке – этот храм позволяет в себя войти только с непокрытой головой. Хотя… Ладно, так и до мистики недалеко.
Уже дома отыскал в Сети рисунок-реконструкцию – как этот собор выглядел изначально. Не хватает «всего лишь» купола – но как это меняет все пропорции.
Возле всех сохранившихся объектов стоят стенды с описанием на турецком и английском – это мечеть, это дворец, тут был масличный пресс, а тут – часовня. Очень захотелось вернуться сюда летом, но это практически нереально – чартеры в эти края летают только зимой, вне сезона остается только путь через Стамбул или Анкару. Но место грандиозное.
Солнце стало прятаться в горы – и раскисшая дорога практически мгновенно схватилась льдом. Да, день и ночь тут сильно разнятся температуркой… Мы поспешили в автобус, снимая по пути то, что не успели разглядеть вблизи…
Не знаю, удасться ли когда-нибудь вернуться в Ани. Но очень бы хотелось - хотя бы внукам показать...
март 2008
- 5
2 комментария
Рекомендованные комментарии
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.