Газ (ГБО) на Киа Рио

При взгляде на растущие цены бензиновых заправок поневоле возникают мысли о возможности хотя бы немного сэкономить на топливе. Одним из решений этой насущной проблемы является установка газобаллонного оборудования – ГБО.

Плюсы и минусы установки газобаллонного оборудования на легковые автомобили

Благодаря техническому прогрессу в настоящее время возможно перевести на газ практически любой легковой автомобиль, работающий на бензиновом двигателе. Можно, конечно, купить новый автомобиль, с уже установленным ГБО. Однако выбор таких автомобилей весьма ограниченный. На новые отечественные машины ГБО не устанавливается, а среди зарубежных – только на отдельные марки, например, на некоторые модели Рено. При этом машины с заранее установленным ГБО стоят на 3-9% дороже, чем обычные автомобили.

Также редко переделывают на газ только что купленные автомашины. Дело в том, что в таком случае теряется возможность гарантийного ремонта. Поэтому ГБО, как правило, ставится на автомобилях, гарантийный срок ремонта которых уже закончился. Тут на первый план выходит экономическая целесообразность переделки автомашины. Специалисты подсчитали, что если машина проезжает в месяц более, чем 1500-2000 км, то расходы на установку ГБО окупятся меньше, чем через год.

Также не совсем выгодно ставить ГБО на малолитражные автомобили, у которых расход бензина и без ГБО незначителен. Конечно, в итоге Вы всё равно выиграете, так как стоимость газа на 1 км дороги примерно на 40% ниже, чем бензина. Но срок окупаемости установки ГБО в таком случае растянется на 2-3 года. Кроме этого само газовое оборудование займёт значительную часть багажника малолитражки.

И совсем невозможна установка ГБО на автомобили с дизельным двигателем.

Что касается  КИА РИО, то её технические параметры при условии проезда в месяц более, чем 1500 км, делают установку ГБО с экономической точки зрения весьма рентабельной. Добавьте к этим экономичным выгодам от установки ГБО, также несомненное смягчение режима эксплуатации двигателя. Двигатель, работающий на оборудовании газ-бензин, проедет без капитального ремонта намного дольше, чем обычный бензиновый двигатель.

И, наконец, автомобиль с установленным ГБО более экологичный, чем машина с чисто бензиновым двигателем.

Основные типы ГБО для легковых автомобилей

Общепринято выделение пяти основных типов газобаллонного оборудования или пяти поколений. В настоящее время в России выпускаются установки ГБО четырёх поколений. Однако, производство ГБО первого поколения минимально, а выпуск ГБО второго и третьего поколений из года в год сокращается. В настоящее время на автомобили преимущественно ставят ГБО четвёртого поколения – «ГБО 4», схема работы которого похожа на процесс работы инжекторного бензинового двигателя. Подобно инжектору, где бензиновая смесь пропускается под давлением через форсунки, газ, находящийся в баллоне под давлением, подается через редуктор, который перед подачей в двигатель понижает давление газа до необходимой величины.

Так как в процессе понижения давления тепло поглощается, то газовый редуктор, подключенный к охладительной системе бензинового двигателя, используется для его более эффективного охлаждения. Немаловажно, что в ходе своего функционирования ГБО 4 осуществляет непрерывный контроль качества топливной смеси поступающей в двигатель и значительно уменьшает возможность поломки его клапанно-поршневой группы. При этом динамические характеристики газовой смеси остаются идентичными параметрам обычного бензинового топлива. В то же время система фазированного впуска газа вблизи впускного клапана не даёт смеси воспламениться в области впускного коллектора и создать там эффект хлопка.

Механизм действия ГБО

Не смотря на всё разнообразие моделей газобаллонного оборудования для легкового автомобиля, в их конструкции можно выделить восемь основных механизмов или деталей которые есть во всех их типах:

  • газовый баллон;
  • баллонный вентиль или клапан;
  • устройство для заправки;
  • регулятор давления;
  • газовый фильтр;
  • комплект газовых инжекторов;
  • автоматический блок управления;
  • датчик давления.

Схема работы ГБО следующая:

  • поступление газа из баллона в редуктор.
  • понижение давления газа в редукторе до одной атмосферы.
  • очищение газа от посторонних механических частиц специальным газовым фильтром.
  • подача очищенного газа на газовые инжекторы, которые устанавливаются на каждом цилиндре бензинового двигателя.
  • для регулирования объёма подаваемого газа в сопла газовых инжекторов ввинчиваются специальные вкладыши с различным диаметром в зависимости от мощности двигателя и других эксплуатационных параметров.

Управление работой газобаллонной системы осуществляется специальным блоком управления, который в ГБО 4 является электронным. Блок управления ГБО 4 контролирует время открытия бензиновых форсунок и определяет оптимальный параметры открытия газовых инжекторов, блокируя подачу бензина. Для переключения режимов питания двигателя с бензинового топлива на газ и обратно в салоне автомашины имеется специальная сенсорная кнопка. В ГБО 4 можно одним нажатием этой кнопки переключать режимы питания как вол время движения, так и на холостых оборотах.

Контроль над состоянием газобаллонного оборудования в системе ГБО 4 осуществляется датчиком давления и разрежения (МАП-сенсором). Этот датчик фиксирует величину градиента между давлением газа во впускном коллекторе и давлением газа в инжекторе. Что касается ГБО пятого поколения, то оно пока не получило значительного распространения в России. При всех своих положительных качествах, ГБО 5 из-за высокой чувствительности к загрязнённому газу, а также невозможности ремонта и большой стоимости, для эксплуатации в российских условиях практически не пригодно.

Основные типы ГБО для установки на автомобиль КИА РИО

На машины КИА РИО в настоящее время преимущественно устанавливают итальянское оборудование премиум – класса BRC Plug&Drive и ГБО бизнес-класса BRC 24MY11. Итальянское ГБО BRC Plug&Drive и ГБО бизнес-класса BRC 24MY11 являются последними достижениями известной компании BRC. ГБО фирмы рассчитано на применение газа пропана. Основным новшеством данной системы газобаллонного оборудования является возможность программного обеспечения осуществлять контроль над работой всего двигателя, тем самым обеспечивая наилучшие пропорции газового и бензинового топлива.

В комплект этого ГБО входит пропановый редуктор Genius Max (до 240 кВт), который контролирует необходимую величину и устойчивость давления, а также инновационный блок управления. Блоком управления осуществляется наблюдение и контроль над подаваемым топливом, как газом, так и бензином. Блок управления оснащён новейшей системой диагностики и гармонично взаимодействует с механизмом внутренней диагностики двигателя.

Также ГБО BRC Plug&Drive оборудовано тремя современными датчиками, которые позволяют видеть ясную и полную картину работы двигателя:

  • датчиком температуры и давления;
  • датчиком для измерения дифференциального давления (МАП);
  • датчиком для определения температуры охлаждения жидкости.

ГБО BRC начинает функционировать путём простого нажатия на расположенную в салоне кнопку переключения режима подачи топлива с бензина на газ. Как только происходит переключение на газ, тотчас система ГБО полностью берёт на себя управление подачей топлива, определяя время впрыскивания газа. При этом система ГБО BRC контролирует все режимы двигателя от холостого хода при запуске мотора до самых повышенных нагрузок.

Одновременно с контролем над работой газовых форсунок происходит непрерывное слежение за функционированием работы бензиновых форсунок. Если газ заканчивается, то система обеспечивает своевременный автоматический переход на подачу бензина. Время установки ГБО на автомобиль КИА РИО составляет от одного до двух дней. В стандартный комплект ГБО для КИА РИО входит тороидальный газовый баллон ёмкостью 42 л, который монтируется на месте запасного колеса. На это баллон рекомендуется установить мультиклапан BRC-Euro.

Для подачи газа используются оригинальные итальянские трубки из специального термического пластика. Имеется три основных варианта размещения газового заправочного клапана на автомобиле КИА РИО: люк бензобака, сверху бампера и под бампером. Таким образом, как видим, переоборудование автомашины КИА РИО под газ в настоящее время не представляет больших проблем и осуществляется довольно быстро. При автопробеге свыше 1500-2000 км в месяц установка ГБО на машину окупается в среднем за один год.