ШРУС: причины выхода из строя и способы проверки
На автомашине c передним приводом ведущие колеса не просто поворачиваются, но вдобавок еще перемещаются по отношению к оси КПП в соответствии с рельефом дорожного покрытия. Одного дифференциала для обеспечения непрерывной и равномерной передачи момента на них независимо от угла поворота и особенностей рельефа недостаточно. Необходимы вдобавок дополнительные степени свободы, которые создает шарнир равных угловых скоростей (ШРУС).
Разновидности ШРУСов
Существует множество разновидностей ШРУСов. Наибольшее распространение получили шариковые шарниры. При решении вопроса, какая лучше смазка для ШРУСа, предпочтение следует отдавать специальным составам. От использования литола в данных целях надо отказаться.
На приводном валу располагаются два ШРУСа – внутри и снаружи. Внутренний обеспечивает соединение КПП и вала, наружный – ступицы и вала. В КПП обычно установлен ШРУС другой конструкции – трипод. Главные элементы шарикового ШРУСа таковы:
- корпус с канавками;
- сепаратор;
- обойма.
Принцип действия этого устройства состоит в следующем. Между обоймой и корпусом перемещаются шарики из стали, удерживаемые на обойме сепаратором и передающие на корпус вращение вала. У вала есть собственная ось со шлицами, вставленными в ответный участок ступицы. Такая конструкция обеспечивает непрерывную подачу момента с привода на колесо, в каком бы положении оно ни находилось. Помимо непрерывности подачи момента немаловажным достоинством шарикового ШРУСа является функционирование при достаточно большом угле поворота, достигающем семидесяти градусов.
Трипод обладает более высокой надежностью, однако не может функционировать при углах поворота больше восемнадцати градусов. Его конструкция похожа на устройство шарикового шарнира, различие выражается в том, что между корпусом и обоймой перемещаются не шесть шариков из стали, а три ролика. Чрезвычайно важное достоинство трипода заключается в наличии небольшого перемещения относительно оси – свободного хода, без которого привод выскочил бы из КПП на первой же рытвине.
Причины поломок и методы диагностики ШРУСов
Срок службы ШРУСа, как и любого механизма, ограничен. Внешний ШРУС ломается гораздо чаще, чем трипод. Самая распространенная причина его поломки – повреждение пыльника. Крайне важно регулярно заглядывать под авто и проверять, в каком состоянии находится этот элемент. Если пыльник покрыт маслом и грязью, необходимо срочно его менять. В некоторых случаях своевременное принятие данной меры позволяет спасти шарнир. Пыльник следует тщательно осматривать при любой возможности: наличие потертостей и трещинок на нем не допускается.
Еще одна распространенная причина поломки внешнего ШРУСа – изнашивание под воздействием высокой нагрузки с вывернутыми колесами. Чтобы обнаружить эту неполадку, нужно вывернуть колеса и надавить на газ. Если при повороте налево слышны щелчки либо хруст, то нужно заменить левый внешний ШРУС, если они слышны при повороте направо – то правый.
При проведении диагностики необходимо учитывать, что трипод может щелкать ввиду своих конструктивных особенностей. В большинстве случаев тихий щелчок слышен при переключении задней передачи после первой или наоборот. Это обусловлено наличием небольшого люфта в триподе. Если слышен щелчок, а не стук, то оснований для беспокойства нет. Но наличие заметного люфта во внешнем ШРУСе является поводом для выполнения ремонтных работ.
В целом состояние ШРУСов преимущественно зависит от владельца авто. Если проявлять аккуратность при вождении и следить за пыльниками, то ресурса этого устройства хватит на 300 тыс. км пробега.