Перейти к публикации
olegka.ru

Моторное масло для KIA RIO

Рекомендованные сообщения

Выбор моторного масла - вечная тема для любого автофорума.

Выбирая масло для своего авто, давайте вспомним для чего необходимо моторное масло в двигателе? Главная задача – это не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Очевидно, что сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.

Необходимо заметить, что та температура, которую большинство автолюбителей наблюдают на приборной доске, и которую принято называть температурой двигателя – на самом деле является температурой охлаждающей жидкости, которая действительно стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов. Температура масла при этом существенно «гуляет» и может доходить на рабочих поверхностях до 140-150 градусов в зависимости от скорости и интенсивности движения.

Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры автомасла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

 

Итак, с чего начнем выбор масла? Начать с изучения сервисной книжки автомобиля , либо инструкции по эксплуатации . Практически во всех случаях производитель автомобиля пишет в одном из этих документов свои требования к моторному маслу, которое рекомендуется для применения в каждом двигателе из доступных для данной модели. Требования автопроизводителя – это набор параметров или их диапазонов, которым должны соответствовать моторные масла, рекомендованные к применению в отдельно взятом конкретном моторе либо их линейке. В частности это вязкость масла по классификации SAE, а также требования к качеству и химическому составу моторного масла. Последние требования даются автопроизводителем либо по международным классификациям, либо по собственным допускам и одобрениям.

Прежде чем рассматривать допуски для своего Kia Rio, рассмотрим классификации качества автомасел используются на сегодняшний день:

API - Американская классификация качества моторных масел (American Petroleum Institute)

API – американская система определения качества моторных масел, созданная в 1969 году. Актуальна в основном для автомобилей, которые производятся для реализации на рынке США. Идеология данной классификации состоит в том, что каждый следующий класс качества по API имеет более высокие требования в сравнении с предыдущими и в большинстве случаев является заменителем для всех предыдущих. Т.е., если производитель Вашего автомобиля требует применения в Вашем двигателе масла, соответствующего классу качества API SL (и других требований не предъявляется), то Вы можете использовать в большинстве случаев также и масла, сертифицированные по API SM и более поздним классам.

Поэтому данную классификацию принято считать условно универсальной и в большинстве случаев она присутствует в требованиях автопроизводителя, если у последнего нет собственных допусков.

Классификация качества моторного масла ILSAC

ILSAC - Международный комитет по стандартизации качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей, созданный ассоциациями ААМА (Американская ассоциация производителей автомобилей) и SAMA (Японская ассоциация производителей автомобилей). По своей сути – это уточненные требования классов качества API . Например, ILSAC-4 это API SM + показатель экономии топлива + показатель совместимости с сажевым катализатором + показатель массовой доли фосфора.

ACEA – Европейская классификация качества моторных масел

Если на момент создания данной классификации (1996 год) идеология утверждения новых классов мало чем отличалась от американской классификации API, то современные классы качества ACEA (последние требования утверждены в 2008 году) уже все более учитывают особенности конструкций двигателей. Например, современный класс ACEA A1/B1 предъявляет к химическому составу и техническим характеристикам моторного масла совершенно другие требования, чем класс качества ACEA A3/B4. Другие – не означает более низкие или более высокие, просто автомасла, соответствующие данным классам предназначены для разных типов конструкций двигателей. Хотя при этом данная классификация все равно является условно универсальной и многие автопроизводители, помимо требования о соответствии какому-либо классу качества по ACEA, предъявляют дополнительные требования, которым должны соответствовать моторные масла.

Требования норм по ACEA наиболее жёсткие, из выше описанных, особенно ACEA-08 (исключая разве что показатель экономии топлива в сравнении с ILSAC)

Классификация ACEA (Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile) - ассоциации ведущих европейских автомобилестроителей, но, что интересно, практически все члены этой организации, которые участвуют в разработках классов и требований к моторным маслам, предъявляют к своим двигателям дополительные требования, оформленные в виде допусков и одобрений, вот наиболее известные примеры: Daimler - Mercedes Benz, BMW, VolksWagen-Audi, Ford-Europe, GM-Europe, Renault и т.д. Заметим так же, что оформляя свои допуски вышеописанные производители ещё более ужесточают нормы по ACEA.

 

• Вязкость масла - немного о терминологии

Вообще, любой показатель вязкости масла обязательно привязан к рабочей температуре. Начиная от утреннего запуска двигателя и заканчивая его остановкой вечером на стоянке, температура моторного масла на протяжении дня многократно меняется, причем с огромной амплитудой. К примеру зимой диапазон рабочих температур двигателя может составлять от -30 до +150 С. Очевидно, что ни одна субстанция не сможет сохранить стабильную текучесть в таком диапазоне, и моторное масло исключением не является.

Специалисты различают несколько параметров вязкости моторных масле: это кинематическая вязкость, динамическая вязкость масла, а также индекс вязкости. Еще раз подчеркнем – все эти термины актуальны именно для специалистов, ни на этикетке моторного масла, ни в сервисной книжке автомобиля Вы этих данных, скорее всего не найдете. Да и не надо оно Вам, поверьте.

Тем не менее, для общего развития, расшифруем:

Вязкость масла – это внутреннее сопротивление смещению слоев масла под воздействием сторонней силы. Простым языком, вязкость масла – это способность сохранять текучесть, оставаясь при этом на внутренних поверхностях мотора.

- Кинематическая вязкость масла, по сути, это время, необходимое для вытекания определенного объема масла через отверстие определенного размера под воздействием силы тяжести. Измеряется кинематическая вязкость в милиметрах квадратных на секунду (мм2/с) или в нефтеперерабатывающей промышленности используют единицу измерения сантиСтокс (cSt). 1 cSt = 1мм2/с

- Динамическая вязкость масла измеряется, как отношение силы, достаточной для смещения определенного слоя масла на единицу длины, к площади этого слоя масла. Сложно? Вот Вам проще: динамическая вязкость масла – это произведение кинематической вязкости масла на его плотность. Динамическая вязкость измеряется по системе милиПаскалях-на-секунду (мПа*с) или в нефтеперерабатывающей промышленности используют единицу измерения сантиПуаз(cP). 1cP =1мПа*с

- Индекс вязкости масла – показатель, который характеризует динамическую зависимость вязкости моторного масла от текущей температуры. Чем меньше меняется вязкость в определенном диапазоне температур – тем выше индекс вязкости.

Классификация вязкости масла SAE J300

Данная классификация разработана специально для автолюбителей, не вникающих глубоко в подробности температурно-вязкостных характеристик. Главное преимущество данной классификации – простота для понимания и универсальность применения. На сегодняшний день показатель вязкости масла по SAE написан на этикетке практически любого моторного масла. Кроме того, автопроизводители в своих рекомендациях о применимости масел указывают вязкость именно по этой классификации.

По классификации SAE индекс вязкости содержит всего два числа: первое с буквой W (низкотемпературная вязкость) и после нее (Высокотемпературная вязкость). Причём принципиальное значение для работы мотора имеет только второе число. Первое же число в индексе вязкости характеризует параметры холодного пуска двигателя, или, другими словами, минимальную температуру окружающей среды, при которой мотор заведется и его прогрев будет максимально безвреден с точки зрения износа двигателя. Поэтому чем более суровые морозы бывают зимой в Вашем регионе, тем более низкое первое число в индексе вязкости Вам следует выбирать. На работу уже прогретого двигателя данное число никак не влияет.

Итак, что лучше выбрать, большую или меньшую вязкость моторного масла? Всё банально просто: вязкость автомасла должна соответствовать требованиям автопроизводителя, не зависимо от возраста, пробега, стиля вождения, бюджета и «авторитетного» мнения сервисменов, даже если это официальный сервис.

Что может происходить, когда вязкость масла выше нормы? Если вязкость масла выше нормы, предусмотренной производителем, двигатель постоянно работает в более нагруженном режиме, имеем бОльший расход топлива и, возможно, режим повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали. Кроме того, рабочие температуры еще напрямую влияют и на ресурс самого моторного масла: чем выше температура, тем скорее масло окисляется и приходит в негодность. Так что такое масло и менять нужно гораздо чаще. В любом случае, все негативные последствия завышения вязкости масла Вы никак не сможете, без сложных замеров и вскрытия двигателя, заметить или почувствовать в относительно коротком промежутке времени, это вылезет не через 10 ил 20 тысяч км, а скорее через 100-150 тысяч.

Совершенно обратная ситуация возникает, когда вязкость масла ниже нормы. Сейчас практически все производители автомобильных масел делают так называемые энергосберегающие масла, с пониженной высокотемпературной вязкостью. Причем, речь идет именно о вязкости при высоких температурах и скорости сдвига HTTS (более 100 °С), поэтому индекс вязкости по SAE у этих масел такой-же, как у обычных. Отличаются эти масла от обычных классами качества и допусками автопроизводителей. В частности, низковязкие масла соответствуют классам качества ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5. Проблема заключается в том, что для таких масел делают специальные моторы! А в обычном двигателе, не рассчитанном на такую низкую вязкость, применять такое автомасло просто опасно. Речь идет о том, что при высоких температурах и на высоких оборотах пленка, создаваемая на парах трения становится слишком тонкой, в результате чего снижается эффективность смазки и существенно возрастает расход масла на угар. При определенном стечении обстоятельств мотор может даже заклинить. Таким образом, занижать вязкость масла по сравнению с требованиями автопроизводителя гораздо опаснее, чем завышать. Поэтому ни в коем случае не следует применять автомасла классов ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5, а также специальные, на которых написан только один допуск (одобрение) автопроизводителя, если эти классы качества либо допуски не значатся в Вашей сервисной книжке или инструкции по эксплуатации.

 

У моторного масла кроме вязкостно-температурных параметров много других, исходя из которых и определяется как его (масла) долговечность так и сохранность двигателя. Подробнее остановимся на одном из них:

Общее щёлочное число (TBN) – показывает общую щелочность масла, включая вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Выражается через количество гидроокиси калия (КОН) в мг, на 1 г масла (мг КОН/г). Моторное масло должно обладать определенной щелочностью для сохранения способности к нейтрализации кислот образующихся при окислении масла и сгорании топлива.

 

Теперь попробуем выбрать масло для Kia Rio JB с двигателем G4EE

Смотрим допуски от производителя, источник – Сервисная Книжка:

по SAE 0W-40, 5W-40, 5W-30 (добавим и 0W-30)

по API SL,SM, или ILSAC GF-3 (добавим и ILSAC GF-4) или ACEA A3 *

Пример масел на примере продукта SHELL: Helix Ultra Extra Polar 0W-40, Helix Ultra Extra 5W-30, Helix Ultra AG 5W-30, Helix Ultra 5W-40

*Исходя из допусков по HTHS для SAE 30 считаю что не стоит бояться и синтетики xW-30 или xW-40 с допусками ACEA A5, но лучше посмотреть на спецификацию масла.

 

Теперь посмотрим, какими характеристиками должно обладать рекомендованное производителем автомасло:

Исходя из SAE 0W/5W-30/40

- Кинематическая вязкость при 100°С ... 9-16 cSt (8-15 cSt)**

- Кинематическая вязкость при 40°С ... 55-95 cSt (55-85 cSt)**

- Индекс вязкости ................................... > 165

- Низкотемпературная вязкость ............ < 6600 cP при -30°С

- Высокотемпературная вязкость

при высокой скорости сдвига HTHS ...... от 2,7 до 3,7 cP

- TAN (кислотное число) mg KOH/g ........ < 2,5. (< 2)

- TBN (щёлочное число) mg KOH/g ........ > 8,5 (>9,5).** если значение меньше 9, то смело сокращаем интервал замены.

**Показатели в скобках скорректированы исходя из отдельных рекомендаций, допускающих использование синтетических автомасел с вязкостью по SAE XW-20, а также результатов лабораторного анализа моторного масла в двигателе G4EE после пробега 12700км

 

А теперь рассмотрим на примере работу качественной синтетики (уж простите мне такую уверенность) в нашем Киа Рио с мотором G4EE, заодно и ответим на такой волнующий многих вопрос – может ли моторное масло ходить до 15000км.

КЛАССИФИКАЦИЯ

SAE 0W-40, API SM/CF/EC, ACEA A3, B3, B4

Имеет допуски под другим наименованием: BMW Longlife, MB-Approval 229.3, VW 502.00, 505.00 (1/97), 503.01, PORSCHE

Базовая основа – ПАО.

Режим эксплуатации: не менее половины ресурса в городском цикле, наиболее частый режим экслуатации 3500 – 5000 об/мин. Пробег около 12700км. Расход не обнаружен, т.е. определённо <100г. за пробег.

СПЕЦИФИКАЦИЯ заявленная / после пробега 12700 км

Вязкость при 100°С cSt ..... 13,7 ... 12,2

Вязкость при 40°С cSt ........ 78 ..... 70,9

Индекс вязкости ................. 181 ... 173

Температура вспышки °C ... 216 ... 197

Критическая точка °С ........ -57 ... (не тестировали)

ТБН мгKОН/кг ..................... 10,2 ... 1,8

 

Таким образом мы видим, что срабатываемость вязкостно-температурных характеристик минимальна, а то на что следует обратить внимание – так это TBN (щёлочное число). Большой расход показывает, как то что присадки работают и хорошо подобранны под наш мотор и наш бензин, так и высокий их расход. Возможно, что одна из причин быстрого потемнения масла, залитого ОД после смены заводского, отходившего полный цикл до ТО-1 и которое «было не таким тёмным», скорее говорит о несоответствии последнего (а не вновь залитого), не способного при изначально низком TBN достаточным образом выполнять защитные функции в условиях городской эксплуатации и на нашем российском бензине, ИМХО. Экономные корейцы и японцы выпуская масла даже для удлинённого интервала делают их с изначально не высокими ТБН, в чём легко убедится посмотрев характеристики, т.к. их бензин из азиатских сортов нефти и хорошо очищен…

Ещё один момент, который несколько смущает в результатах теста: температура вспышки.

Если бы в масло постоянно попадал бензин, то едва ли при пробеге >10 тык не было бы угара. Могу лишь предположить, что перед заменой прогретая машина несколько раз, а точнее, 5-6 раз заводилась, соответственно, с предпусковым нагнетанием топлива, отсюда и лишние 5-10г бензина, исказившие картину…

Вернёмся снова к мануалу: когда Моторное масло и масляный фильтр требуют более частую замену (Тяжелые условия эксплуатации; пп. A, B, C, F, G,H, I, J согласно инструкции):

A : Частое вождение на небольшие расстояния

B : Долговременная работа мотора в холостую

C : Вождение в пыльных условиях и на плохих дорогах

F : Вождение более чем на 50 % в условиях городского движения при температуре более 32°C (90°F)

G : Движение в горной местности

H : Движение с прицепом

I : Патрулирование, работа такси, торговый автомобиль или буксировка

J : Движение со скоростью свыше 170 км/ч (106 миль/ч)

 

Попробуем подвести итоги.

Выбирая масло под сокращённый интервал замены (7-8 тыс.км) вполне достаточно следовать допускам: по SAE 0W(5W)-30/40 + по API SL,SM, или ILSAC GF-3 (GF-4) или ACEA A3

Выбирая масло под полный межсервисный интервал (15000км) всё же рекомендовал бы более жёсткие требования к автомаслу, уделив особое внимание антиокислительным свойствам… Тут можно воспользоваться как сертификацией масла, так и наличием допусков производителей от Daimler MB-Approval или Volkswagen – тут наиболее высокие требования как по антиокислительным свойствам, что очень актуально для российских условий. Так что настоятельно рекомендую выбирая масло, посмотреть допуски и одобрения других производителей и в первую очередь наличие MB 229.3 (и выше) или VW502.00, VW 505.01, VW 503.01 (и выше). Имейте в виду, если название масла отличается хоть одним словом, другой вязкостью, хоть одной буквой - это другой продукт. Есть хоть один допуск - масло можно брать. Нет – покупаете кота в мешке.

Для полного межсервисного интервала смотрим допуски: по SAE 0W(5W)-30/40 + по API SM и ACEA A3/B4, а так же, если нет подробных характеристик включая TBN, ищем допуски MB и VW.

Самостоятельно посмотреть различные допуски можно ЗДЕСЬ->

 

Легенда: Чем больше закрашено, тем лучше защита.

1. Soot thickening - сажевые отложения.

2. Wear - общий износ.

3. Sludge - шлам (жирная грязь)

4. Piston deposits - нагар в поршневой.

5. Oxidative thickening - антиокислительные свойства.

6. Fuel economy - экономия топлива.

7. Aftertreatment compabillity - совместимость с сажевым катализатором

 

Напоследок развеем несколько мифов:

 

Миф: Чем больше пробег – тем выше должна быть вязкость?

Крайне сомнительным также является утверждение о том, что с увеличением пробега либо возраста двигателя лучше повышать и вязкость заливаемого в него автомасла. Превышение допущенных производителем автомобиля показателей вязкости только ускорит необходимость капремонта двигателя либо его замены, хотя при этом, скорее всего будет получен мгновенный эффект и расход масла на угар снизится. Нужно понимать, что далеко не все современные моторы рассчитаны на высокий индекс вязкости.

 

Миф: чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше мотору .

Некоторые считают, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, он от этого станет спортивным или лучше поедет. Скорее всего, будет как раз наоборот – Вы таким образом потеряете мощность и быстрее «уложите» двигатель.

 

Миф: если залить энергосберегающее масло – можно сэкономить на топливе .

Да, если это масло пригодно для Вашего двигателя (рекомендовано производителем), т.е. масляная плёнка достаточно прочна для любых рабочих режимов. А вот если нет… тогда при отсутствии должной смазки трение между деталями двигателя будет сильнее (даже если система охлаждения будет справляться) и соответственно, больше нагрузка на движок и больше расход, не говоря уже об повышенном износе самого движка.

  • Like 7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
    • 336 Сообщений
    • 150895 Просмотров
    • 5 Сообщений
    • 3432 Просмотров
    • Litid
    • Litid
    • 2056 Сообщений
    • 554637 Просмотров
    • 1327 Сообщений
    • 320699 Просмотров
    • 11 Сообщений
    • 18890 Просмотров

×
×
  • Создать...